1991 Open Data Incubator объявил конкурс на участие в антикоррупционной инкубационной программе. Программа будет проводиться в партнерстве с Министерством инфраструктуры и киевским офисом Deloitte. Лучшие IT-решения будут интегрироваться в Министерство инфраструктуры Украины по окончании инкубационного периода. Финансирование программы осуществляется за счет международного фонда "Відродження".
Подготовка к антикоррупционному набору осуществлялась совместно с киевским офисом Deloitte. Были проинтервьюированы участники рынка, профессиональные организации и госслужащие, которые хотят реформировать систему. В ходе интервью выявлено 18 коррупционных схем, которые позволяют оседать миллиардам гривен в карманах коррупционеров:
1. Prozorro: Коррумпированные схемы выбора поставщика
Техусловия в системе искусственно складываются таким образом, если бы в тендере мог участвовать один конкретный поставщик, например:
- требования необычных и необязательных разрешений и лицензий
- необязательные требования в состав или внешнего вида изделия
- использование номенклатуры, которая выдается за "оригинальную", хотя товар общеизвестен под другой номенклатурой
- закупка товара, который вообще не является необходимым для государственного предприятия, или закупка нужных товаров в избыточных количествах.
2. Prozorro: Отслеживание реализации тендера
После проведения тендеры не реализуются. Это может происходить по нескольким причинам, включая:
- Победу "неудобного" поставщика
- Желание поставщика присвоить предыдущую оплату без поставки товара или предоставления услуги.
3. Prozorro: Махинации с условиями договора
После проведения тендера условия договора адаптируются таким образом, чтобы поставщик извлек дополнительную выгоду:
- К условиям тендера добавляют штрафы и пени
- Поставляется товар низшего качества или в недостаточном объеме.
4. Prozorro: Заговор поставщиков
Заговор поставщиков, которые по очереди побеждают на одинаковых тендерах, предлагая при этом минимальные скидки.
5. Таможня: Искусственные задержки товара
На импорте\экспорте товара создаются задержки, которые имеют признаки искусственных (претензии к весу, составу, оформлению документов; вымогание дополнительных документов; дополнительные проверки; навязывание необязательных услуг) через которых импортер\экспортер несет значительные потери (порча товара, простой мощностей, штрафы и расходы через нарушение в логистической цепочке).
6. Аренда и использование госимущества: Нехватка вагонов
В Укрзализныце теперь существует нехватка вагонов для перевозки груза, потому вагоны предоставляются бизнесу с задержкой.
У компаний нет понимания, о наличии вагонов на любых участках дороги, по этой причине у представителей Укрзализныци есть возможность предоставлять преимущество определенным компаниям в предоставлении вагонов для перевозки.
7. Аренда госимущества: Нерациональное использование имущества
Частные компании получают в аренду государственное имущество, стоимость которой определяется за внутренними методиками и не всегда совпадает с рынком. В результате возникает две проблемы:
- Переоцененное имущество не сдают в аренду и оно никак не используется
- Возникает коррупционный риск из-за желания многих компаний взять в аренду недооцененное имущество.
8. Кражи товара на станциях
На станциях Укрзализницы происходят кражи товара. Согласно предложениям представителей бизнеса, необходимо проводить анализ таких случаев с целью их предубеждения.
9. Дноуглубление: Цена и качество
У представителей бизнеса и государственных органов существует ряд претензий относительно стоимости и качества дноуглубления в украинских акваториях. Согласно их предложениям, существует необходимо анализировать стоимость и качество данных работ с целью повышения их эффективности и элиминации коррупционных рисков.
10. Дноуглубление: Кражи песка
При дноуглублении реки добывается песок, который согласно стандартным процедурам должен утилизироваться. Существуют признаки того, что в реальности песок реализуется в строительные компании, принося личную выгоду чиновникам, которые отвечают за данный процесс.
Эта проблема приводит к убыткам государства, а также пагубно влияет на экологическое состояние водоемов.
11. Железнодорожные услуги: низкое качество
Общеизвестно, что услуги которые предоставляет Укрзализныця иногда имеют низкое качество. В некоторых случаях общество объясняет эту ситуацию коррупционными проблемами (например, белье используется больше раз, чем это предусмотрено).
12. Капитальное строительство: Низкая эффективность
В Укрзализныци существуют свои строительно-монтажные управления, которые занимаются ремонтами и строительством. Согласно информации от представителей рынка, данные работы могут происходить неэффективно и сопровождаться кражами.
13. Ремонт дорог: Контроль выполнения
В Украине не существует единой системы для жалоб на низкое качество дорожного покрытия и контроля выполнения ремонтных
14. Ремонт дорог: Эффективность использования дорожного сбора
Существует потребность контролировать эффективность использования дорожного сбора, который платят автозаправочные станции путем анализа размещения заправок, оплаченного сбора и сравнения с работами по ремонту дорог.
15. Весовые комплексы: Неэффективное использование
На данный момент могут использоваться неэффективно, из-за того, что перевозчики имеют возможность обходить ограничение. Существует потребность в системе мониторинга работы весовых комплексов.
16: Стоимость перевозок: Невозможность планирования
У частных компаний нет возможности полностью планировать стоимость перевозки. Да, несмотря на наличие коммерческого программного обеспечения для расчета тарифа на перевозку груза, пост-фактум компаниям выставляют стоимость дополнительных услуг (уборка, охрана, и т. д.). Методика расчета этих услуг является непрозрачной. В связи с этим, существует потребность разработки программного инструмента для осуществления расчета полной стоимости перевозки.
17. Нелегальное использование вагонов
Согласно данным участников рынка и журналистов, некоторые служащие, злоупотребляя своим положением, используют вагоны Укрзализныци для собственных потребностей, предоставляя их в аренду частным компаниям. Преодолеть эту проблему было бы возможно при создании дешевой и рабочей системы отслеживания местонахождения вагонов.
18. Распределение маршрутов на межгородских пассажирских перевозках автобусами и маршрутными такси
Существуют квоты на распределение маршрутов между перевозчиками.
Как правило, этот процесс является непрозрачным, происходит при контроле представителей власти "на местах" и содержит в себе коррупционные риски.
Мы ищем команды стартапов, которые могут предложить it-технологии для разоблачения схем и формирования прозрачных процессов.
Регистрируйся https://goo.gl/kLuJTV и задай вопросы Министру инфраструктуры, узнай инсайты Deloite и создай свой антикоррупционный стартап.
Инкубационный период начинается с декабря и продлится два месяца.
По результатам инкубации презентованные проекты будут рассмотрены Министреством инфраструктуры и донорами во время ДемоДня.
Ключевым криетрием отбора является демонстрация функционала, который будет способствовать препятствию реализации той или иной указаной коррупционной схемы.