В последнее время околотелеком-журналисты начали массово использовать термины «рефайл», «фрод»(мошенничество) и др.. Эти слова мы будем слышать всё чаще, ибо ip-телефония начинает представлять угрозу доходам от голоса «традиционных» операторов и есть соблазн с ней под видом борьбы с мошенничеством.
Сразу оговорюсь, что я не спец по конкретному «железу», но алгоритмическую суть попытаюсь изложить.
Рефайл – это процесс при котором звонок от абонента А абоненту Б не коммутируется напрямую, а перенаправляется таким образом, чтобы минимизировать затраты.
Очень простым внешним признаком рефайла может быть то, что у абонента Б номер вызывающего абонента либо не высвечивается, либо высвечивается «левый». Например, при дальнем звонке высвечивается местный номер. При этом абонент Б не может перезвонить или отправить SMS абоненту А по тому номеру, который высвечивается.
Для рефайла обычно используется специальное коммуникационное оборудование, например, шлюзы.
При этом рефайл может использоваться как на местных звонках, так и на дальних, международных звонках. С точки зрения описанной логики, ip-телефонии это рефайл.
Простой пример местного рефайла это шлюзы, в которых используются набор внутрисетевых каналов. В случае с мобильными операторами это набор СИМ-карт с внутрисетевыми тарифами. При этом шлюзы, как правило, являются однонаправленными. В результате, в используемых СИМ-картах много исходящего трафика и нет входящего. В качестве псевдошлюза не так давно люди использовали просто тариф «Максимальный» от Билайна.
Свойство значительного преобладания исходящего трафика над входящим обычно используется для «отлова» шлюзовых СИМ-карт.
С точки зрения законности или незаконности местного рефайла всё достаточно тонко ибо пользователь с набором сменных СИМ-карт по сути занимается рефайлом и уменьшает потенциальную прибыль оператору, хотя именно в этом случае операторы подстраховались ежемесячными платежами.
Для занятия международной ip-телефонией нужна лицензия, а нелицензионный или «серый» рефайл это серьёзное экономическое преступление.
В случае с сильным преобладанием исходящих звонков над входящими в некоторых тарифах операторы могут получать убыток от недополучения входящего интерконнекта. Что делают в этом случае некоторые украинские операторы? Они объявляют владельца СИМ-карты фродером или мошенником и карту блокируют. Автор этой заметки лично «бодался» с Билайном в такой ситуации. СИМ-карту включили и даже бросили 20 гривен откупных, но СИМ-карта всё-равно пошла в мусорное ведро ибо не понятно когда отключат следующий раз. Как показывают наблюдения, у операторов «привычка» отключать СИМ-карты в пятницу вечером. Объясняют настройками системы по борьбе с фродом.
Ну и в заключение отмечу, что рефайлом могут заниматься не только частные лица и компании, но и операторы. Помнятся обвинения UMC компании Голден Телеком в рефайле.
Также отмечу, что тема фрода весьма не публична и операторы, как правило, весьма неохотно её комментируют. Поэтому для восстановления полной картины прошу в комментарии.
Сергей Горбачевский