С 13-го по 16 июня во Львове проходил фестиваль Alfa Jazz Fest. На нём Альфа-банк показывал две технологии – одну коммерческую PayPass, вторую тестовую – NFC. Оба решения продвигает MasterCard. Для NFC естественно были задействованы СИМ- карты мобильного оператора, в данном случае Киевстар.
Товарищи из Киевстара тут же объявили, что первый в Украине платеж с мобильного телефона с использованием технологии NFC осуществлен в сети Киевстар. Пришлось долго и публично растолковывать им, как работает технология NFC и что сеть Киевстар здесь абсолютно не причём – данные передаются с помощью NFC.
Теперь почему львовский джаз не поможет Киевстару.
Во-первых нужно понимать, что у данного проекта российское происхождение, тамошний Билайн и Альфа-банк давно занимаются мобильными платежами, поэтому просто показ технологии NFC не содержит в себе никакой новизны. Сложное начинается потом. Абонентам мобильного оператора, которые захотят подключить услугу NFC, нужно иметь мобильное устройство с поддержкой NFC (как любезно сообщил Киевстар, таких устройств на его сети ДО 100 тысяч), стать клиентом Альфа-банка и получить новую СИМ-карту, в которую будут зашиты данные платёжной карты.
И для банка и для оператора эти процедуры являются новыми. Они напрямую связаны с безопасностью банковской информации. Отладив процедуры, дальше нужно будет обучить персонал и настроить бизнес-процессы.
На это уйдёт не менее двух месяцев. За это время пользователи успеют забыть львовский джаз. Это первое. Второе - совершенно не понятно что наобъясняли публике товарищи из Киевстар, не очень понимая как работает NFC. И третье – для того, чтобы мобильный абонент пошёл получать опыт электронной очереди в Альфа-банке, он должен понимать свою выгоду.
Особой пользовательской выгоды в NFC, по сравнению с PayPass, нет. Более того, получение карты или стикера с PayPass не требует участия третьей стороны – оператора и, самое главное, там всё уже отработано и отлажено.
Соответственно за новой СИМ-картой пойдут гики, конкуренты и возможно кто-то из профильных журналистов. Всех остальных нужно заинтересовывать материально, предлагая какие-то бонусы. Пока этого ничего нет.
Кроме всего прочего, не просматривается интерес самого мобильного оператора, кроме маркетингового бюджета MasterCard. Оператору куда интереснее, когда платежи происходят с мобильного счёта абонента, а не с его банковского счёта.
Там и комиссионные доход и возможность пользоваться свободными средствами.
Такую услугу под названием «мобильные деньги» оператор планирует запустить уже в понедельник. К слову, очередное нелёгкое испытание для пиарщиков, с учётом того, что в этот раз сеть Киевстара будет задействована.
Как всегда, самое интересное впереди.
P.S. Кстати, инновационные мобильные устройства, с которыми Киевстар планировал занять 25% рынка, не поддерживают технологию NFC, что тоже намекает нам на диссонанс головы и рук.
Сергей Горбачевский