!!

Внимание!!!

Спасибо, что читаете наш форум. После регистрации делать это будет удобнее(в том числе без рекламы)
- Регистрация
- Залогиниться с помощью аккаунта соцсети

Если с регистрацией возникают проблемы, то обращайтесь через меню Контакты

Автор Тема: История трамвая в Киеве  (Прочитано 2533 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Сергей Горбачевский

  • Administrator
  • Обычный человек, ветеран движения
  • *****
  • Сообщений: 67173
  • Лайков: 5668
  • Пол: Мужской
  • 18 июля день освобождения Киевстар!
    • Награды
История трамвая в Киеве
« : 17, Сентябрь 2011, Суббота, 10:25:45 am »
Первый билет

История первого трамвайного билета в Киеве начинается 11 августа 1891 года, когда по киевским улицам застучали первые вагоны конки частного предприятия, которое возглавлял известный украинский инженер и предприниматель Аманд Егорович Струве. Сначала маршрут конки был коротеньким: станция «Лыбидь» (район современной Демиевки) - ул. Жандармская (в настоящее время ул. Саксаганского). Вагончики отправлялись регулярно каждые 9 минут, а стоимость проезда, как и было договорено с городской Думой, составляла 5 копеек за первый участок (кстати, в те времена килограмм свежей говядины стоил около 40 копеек), три копейки - за второй и каждый следующий. Городское управление подписало договор со Струве, ведь он предложил тариф ниже, чем у конкурентов. Средняя длина одного участка составляла приблизительно 2-2,5 км.

Линию очень быстро, всего за неделю, продлили к гостинице «Европейская», что на Крещатике. А 7 ноября того же года был открыт новый участок от Троицкого парка (в настоящее время трамвайное депо им. Красина) к Александровской (Контрактовой) площади, позже его продлили до Почтовой площади. Однако две трамвайных линии в жилищной и рабочей частях города разделял крутой Александровский (в настоящее время Владимирский) подъем, как оказался, его невозможно было осилить ни коням, ни паровым трамваям (их в некоторых местах начали использовать в качестве альтернативы конке).

Пуск электрического трамвая и первое нововведение в билетах

Проблему соединения двух больших частей города решил электрический трамвай, который заработал в Киеве 14 июня 1892 года, став первым в Российской империи.

Преимущество «электричества» киевляне оценили быстро: кроме удобства, безопасности, скорости, электрический трамвай имел еще один большой плюс: при той же стоимости проезда он давал значительно больше прибыли предприятию, что позволило не повышать тарифы на другие маршруты «конки» и «паровика».

Только за два года электрический трамвай вытеснил все действующие на то время линии конки, а в дальнейшем и линию паровика, которая работала до 1904 года до Пуще-Водицы. До 1913 года в Киеве действовало 20 трамвайных маршрутов и один летний, а также три пригородных системы: Святошинский трамвай (узкоколейный), Демиевский и Слободской, он же Дарницкий (ходил вплоть до города Бровары). В первый раз оплата за проезд в трамвае выросла в 1914 году, когда с началом Первой мировой войны городская Дума обязала предприятие увеличить тариф на одну копейку. Эта «трамвайная копейка», как ее неофициально называли, шла на военные потребности. Попросту говоря, это повышение было не инфляционным явлением, а лишь дополнительным налогом с жителей города.

Первые льготники

2 ноября 1917 года Дума, наконец договорившись с трамвайным Обществом, подписала с ним договор и приняла право на бесплатный проезд солдат на передней площадке, но при условии, что на ней будет не более 12 людей. Между тем экономическая и политическая ситуация быстро котилась под откос...

Прощай, стремительное развитие...

4 декабря 1917 года следом за одной трамвайной забастовкой и под угрозой второго было подписано соглашение о продаже трамвайной сети городу. Город должен был оплатить выкупную сумму в размере 11 млн карбованцев, но выкупа так и не получили. Когда наконец был разработан проект окончательного соглашения, оказалось, что договариваться уже не с кем: представители бельгийцев выехали из города. В конечном итоге трамвай перешел к городу бесплатно.

Новые тарифы

Уже через две недели, 17 декабря 1917 года, были внедрены новые трамвайные тарифы: один участок - 20 коп., два участка - 35 коп., каждый следующий участок - по 10 коп. Ученики ехали за 10 коп. за участок; солдаты - на передней площадке бесплатно, в вагоне и на задней площадке - 10 коп. за участок. Проезд к живописной Пуще-Водице от Александровской площади (в настоящий момент Контрактовая площадь, маршрут №19) стоил 90 коп., туда и обратно - 1 руб. 50 коп.; от Думы (район нынешней Площади Независимости, маршрут №20) - 1 руб., туда и обратно - 1 руб. 75 коп.

Появление троллейбуса

В 1935 году, когда Киеву вернули статус столицы Республики, в городе появился второй в Союзе после Москвы троллейбус. Он соединял площадь Л. Толстого с Заводом электротранспорта им. Дзержинского (в настоящее время район ст. м. «Лыбидская»). Стоимость проезда в нем составляла 25 копеек.

Немецкие военные платили за проезд в трамвае во время войны

Как это ни странно, немцы, которые оккупировали Киев 19 сентября 1941 года, установили специальный тариф(!) для военных: на передней площадке позволялось бесплатно ехать трем немецким солдатам, остальные немецкие военные платили полцены, то есть 10 копеек за один участок. На задней площадке всегда действовал полный тариф.

Послевоенные тарифы

После освобождения Киева 6 ноября 1943 года началась реконструкция всех зданий и транспортных магистралей города. Восстановление не обошло и отстройку общественного транспорта. В 1944 году можно было, как и раньше, приобрести абонементный билет на трамвай и доехать, куда было нужно, правда, если рельсы это позволяли. Стоимость таких билетов несколько выросла и составляла уже 40 копеек за билет, а купить талоны можно было «вместе» по 10, 20 и 50 штук, однако скидок на такие «закупки» не было. Что же касается троллейбуса, то стоимость проезда в нем составляла 20 коп. за первый участок и 10 коп. за каждый  следующий. Троллейбус №10, который соединял вокзал с Наводницким мостом, был, наверное, самым прибыльным, ведь его маршрут был разделен аж на 13 тарифных участков. Троллейбус не был тогда дешевым, об этом свидетельствует и то, что тарифный участок был длиной, возможно, больше двух остановок.

Единый тариф

С 1935 до 1959 года в троллейбусах существовала дифференцированная система оплаты проезда. 1 апреля (кстати, в День смеха) 1959 года эту систему упразднили и внедрили единый тариф независимо от длины Вашего «турне». Через один месяц, 1-го мая, сделали единый тариф и на проезд в автобусе - 45 копеек, за исключением нескольких длинных маршрутов.

6 ноября заработала киевская подземка. После сдачи метро в эксплуатацию 1960 года проезд в нем стал стоить 50 копеек.

Из всех действующих на то время видов городского транспорта самым дешевым оставался фуникулер, стоимость проезда в котором составляла 15 копеек, а система оплаты с января 1957 года была такой же, как и сегодня, вот только бросать деньги в автомат можно было не только одной монетой, как в настоящий момент, а еще и более мелкими, например 1, 2, 5, 10 копеек.

26-летний тариф

После ревальвации карбованца в десять раз в 1961 году образовались тарифы, которые продержались на протяжении 26-ти лет, до периода, когда в 1987 году (как ни странно, 1 апреля) в наилучших советских традициях состоялся переход «на новую систему оплаты проезда». Попросту говоря, проезд на все виды транспорта начал стоить 5 копеек. Делалось это с целью более широкого использования проездных билетов - они подешевели приблизительно на 50%. Тарифы после денежной реформы были такими: фуникулер - 2 коп., трамвай - 3 коп., троллейбус - 4 коп., автобус и метро - 5 коп., в ценах на проезд прослеживается определенная арифметическая прогрессия. Билеты на определенный вид транспорта имели свою цветную идентичность, например на трамвай они были красными, на троллейбус - синими, на автобус - черными и коричневыми.

Гиперинфляция

Всем нам известно, что с 1991 до 1996 года Украину охватила инфляция, которая быстро переросла в гиперинфляцию и составляла в 1993 году 10 206 % годовых. Именно из-за этого в продажу не поступили проездные билеты на квартал, полгода и на год.

С 1991 года билеты подорожали втрое - до 15 копеек, кроме, как ни странно, билетов на метро. Задержка с повышением цены на проезд в самом дорогом виде транспорта объяснялась сугубо технической причиной: не успели переделать турникеты под новый тариф, но вскоре метро догнало наземный транспорт, и проезд в нем тоже стоил 15 коп. Автоматы были двух видов: которые принимали одну пятнадцатикопеечную монету и три пятака.

Как это не досадно, и старые проездные билеты и абонементные талоны, которые люди покупали до подорожания, были уже недействительными, точнее, проехать на них можно было, но закомпостировав не один, а... три талона.

Вспоминая об инфляции, интересно отметить, что в киевском метро в период гиперинфляции были во второй раз внедрены билеты - не было смысла так часто переделывать все турникеты.

Цены на проезд в киевском транспорте изменялись, и, в конечном итоге, достигли своего пика: в феврале 1996 года стоимость проезда во всех видах транспорта (фуникулер, трамвай, троллейбус, автобус и метро) достигла максимума - 20 000 купонов за 1 поездку.

2 сентября 1996 года можно считать концом инфляции, ведь была внедрена гривня. Обменивали ее за курсом: 1 грн. = 100 000 купонов, то есть стоимость проезда в транспорте составляла 20 копеек, правда, в декабре того же года ее повысили до 30 коп. за 1 поездку.

Последнее подорожание проезда в киевском транспорте произошло в марте 2000 года, тогда стоимость билета выросла до сегодняшней - 50 копеек за проезд.

В настоящее время проезд в киевском метро является самым дешевым в Украине.

[Войдите или зарегистрируйтесь]
Всем добра!