В 2014 году на деятельность компании существенно повлияли внешние факторы – политические события и вынужденное прекращение работы в Крыму, военные действия на востоке страны, кризис национальной экономики и ослабление гривны.
В условиях столь неблагоприятного климата результаты работы «МТС Украина» в целом за 2014 год можно считать успешными. Высокая устойчивость бизнеса позволила по результатам года получить позитивную динамику или сохранить стабильность в основных финансовых и операционных показателях.
Основные финансовые и операционные показатели:
• Доходы компании в 2014 году выросли на 1,1%, превысив 10 миллиардов гривен.
• Показатель OIBDA за 2014 год составил 4,686 млрд. грн.
• Маржа OIBDA уменьшилась до 46,5%, при этом компания сохраняет лидерство на рынке по этому показателю.
• Количество абонентов «МТС Украина» на конец 2014 года составило 20,2 млн. человек. Потеря всей абонентской базы и доходов в Крыму, а также массовая миграция абонентов из восточных областей Украины обусловили уменьшение количества абонентов на 1,3 млн.
• Оператор остается лидером по лояльности абонентов по результатам года. Рост оттока в 4 квартале 2014 года связан с потерей абонентской базы в Крыму и резким сокращением количества абонентов в зоне боевых действий на востоке Украины.
Одним из факторов, формирующих долгосрочные взаимовыгодные отношения с клиентами, стал принцип, позволяющий абонентам экономить не за счет урезания пользования, а за счет приобретения услуг оптом, реализованный в таких предложениях как «Смартфон оптом», акции «Экономьте 30%» и «Год без абонплат».
Основным фактором успешных финансовых результатов стала последовательная реализация стратегии 3D, ориентированной на услуги передачи данных.
• Проведена модернизация 50% сети, что позволило достичь рекордной на рынке скорости передачи данных – в среднем 150 Кбит/с. Сумма инвестиций в развитие сети за последние пять лет превысила 5,8 миллиардов гривен.
• Пользование услугами передачи данных выросло на 100% в годовом исчислении. Это обусловлено улучшением качества услуг и привлекательной тарифной политикой.
• Доля интернет-пользователей среди всех новых абонентов компании в 2014 году составила рекордные 65%. Рост трафика произошел не за счет абонентов, использующих большие объемы трафика, а благодаря большей интернет-активности обычных пользователей и значительному увеличению количества новых интернет-абонентов.
• Впервые в этом году передача данных вышла на первое место по доходам от дополнительных сервисов, составив более 36% в доходах от дополнительных услуг и потеснив традиционно наиболее доходные SMS-сервисы.
• Доходы от передачи данных выросли на 3,4% по сравнению с аналогичным показателем 2013 года.
Рост потребления и доходов от передачи данных в прошедшем году даже на 2G-сетях, а также высокий нереализованный спрос на 3G-услуги в Украине позволяет рассчитывать на стремительный рост потребления мобильного интернета, увеличение доходов от передачи данных, а также их доли в общей структуре доходов после получения 3G лицензии в 2015 году.
Украинская гривна, млн |
4 кв. 2014 |
4 кв. 2013 |
Изменение 4 кв. 2014/ 4 кв. 2013 |
3 кв. 2014 |
Изменение 4 кв. 2014/ 3 кв. 2014 |
2014 |
2013 |
Изменение за год |
Выручка |
2277 |
2441 |
-6,7% |
2.817 |
-19,2% |
10.076 |
9,965 |
1,1% |
Скорректированная OIBDA |
964 |
1276 |
-24,5% |
1.210 |
-20,3% |
4686 |
5176 |
-9,5% |
- скорректированная маржа |
42,3% |
52,3% |
- 10,0 п.п. |
42,9% |
-0,6п.п. |
46,5% |
51,9% |
-5,4п.п. |
Чистая прибыль/(убыток) |
(140) |
636 |
н/о |
763 |
н/о |
2424 |
2464 |
-1,6% |
- маржа |
н/о |
26,1% |
н/о |
27,1% |
н/о |
24,1% |
24,7% |
-0,6п.п. |
|
4 кв. 2014 |
3 кв. 2014 |
2 кв. 2014 |
1 кв. 2014 |
4 кв. 2013 |
|
2014 |
2013 |
ARPU (гривна) |
34,8 |
41,1 |
38,3 |
36,8 |
37,0 |
39,7 |
39,5 |
|
MOU, минуты |
480 |
483 |
575 |
573 |
586 |
554 |
608 |
|
Коэффициент оттока, % |
17,6% |
4,6% |
4,5% |
6,2% |
7,4% |
34,2% |
27,2% |
|
SAC (гривна) |
69,3 |
63,4 |
50,8 |
49,4 |
53,3 |
|
57,6 |
54,8 |