Украинский потребитель все более избирателен, переборчив и ленив. Теперь ему угодно не просто ходить по маркетам, а делать покупки не выходя из дома.
Подобно пицце с доставкой на дом теперь операторы розничной сети предлагают свои аналоги — интернет-магазины. Такие услуги уже есть у сети «Фуршет». В интернет-супермаркете оператора более 25 тыс. наименований товара по розничным ценам магазина. Корпорация Fozzy Group также обзавелась своим интернет-супермаркетом GONZA. В сети можно приобрести товары всех магазинов группы — сети универсамов «Сільпо», гастрономов «Фора», гипермаркетов «Фоззи». Есть интернет-магазин и у «МегаМаркета».
В интернет-магазинах заказ предлагается сделать как по интернету, по ICQ, так и по телефону. Доставка обойдется в 20 грн. при заказе до 500 грн., больше — бесплатно. Однако это только для киевлян и жителей Киевской области. Оплатить заказ можно как наличностью, так и по карточке дома после получения товара.
Однако не все сетевики считают продажи в глобальной сети прибыльными. Один из крупнейших операторов продовольственного ритейла «Велика Кишеня» не владеет интернет-магазином и не намерен им обзаводиться. Как рассказал «і» коммерческий директор Дмитрий Каширин, интернет-магазин — это всего лишь часть, вторая часть — это доставка и произведение кассовых расчетов — затраты не оправдывают себя. «Это либо придется цены сильно повышать на доставку, либо ограничивать сумму покупки от какой-то суммы»,— отмечает он.
Маркетолог отдела коммерческого развития ООО «Караван» Дмитрий Левицкий отмечает, что создание интернет-магазина — это прежде всего логистика, и эта логистика имеет существенные отличия от логистики традиционного магазина. «Насколько хорошо традиционный магазин может построить новую для себя схему и эффективно в ней работать? Вопросов больше, чем ответов»,— отмечает господин Левицкий. По его словам, именно по этому мы пока наблюдаем лишь одиночные попытки создания интернет-магазинов в сетях традиционных ритейлеров.
Заместитель гендиректора по развитию компании «Пакко Холдинг» Олег Крыжанивский также не считает целесообразным открывать интернет-магазин, поскольку видит его проблему в логистике. «У нас есть дистрибуция и мы знаем насколько это непростая, тяжелая и неблагодарная работа, а тем более если говорить о доставке на дом»,— считает он.
Как отмечает руководитель департамента маркетинга компании «Омега» (сеть «Варус») Дмитрий Шевченко, сейчас создание интернет-магазинов пока еще нецелесообразно. «Отечественный потребитель еще психологически не готов приобретать продукты питания в интернете, он, наверное, просто не доверяет тому, что нельзя проверить или попробовать»,— объясняет он. По его мнению, второй фактор — отсутствие у большинства потребителей качественного входа в сеть и неумение использовать систему электронных платежей, web-деньги и т.д. «Здесь проблема, скорее, в уровне информационно-технологического образования»,— отмечает Дмитрий Шевченко.
Система интернет-покупки неплохо демонстрирует себя на примере некоторых парфюмерно-косметических компаний. Наиболее распространены сетевые магазины аудио-, видео- и бытовой техники. Однако они проигрывают интернет-магазинам, не привязанным к определенному оператору. «Зачастую там предложения менее выгодные, товар обновляется не так часто»,— говорит начальник аналитического отдела консалтингового агентства «ААА» Мария Колесник.
Нелестны отзывы о сетевых магазинах продовольственных товаров. Одна из претензий — это то, что при отсутствии какой-либо товарной единицы продавец имеет право заменить товар сходной позицией. Таким образом, были случаи, когда при замене товара сумма заказа становилась меньше, чем необходимо для бесплатной доставки. А в предпраздничное время онлайн-магазины просто не справляются с объемом заказов и начинаются задержки с доставкой.
Но при всех недостатках интернет-торговли этому еще не сформировавшемуся рынку эксперты предсказывают рост. «В Киеве уже сейчас нехватка парковок, и уже сейчас выезд в супермаркет на выходных становится проблемой»,— отмечает Мария Колесник. Однако, по ее словам, рост покупок в онлайн-магазинах сетей возможен только при том условии, что все негативные нюансы будут исключены.
Привычная версия интернета появилась в 1991 г. Интернет-бизнес возник в 1994 г. Первые проекты работали с банерной рекламой. Это были компании Zima и AT&T. Компании, ориентирующиеся на частных потребителей, начали использовать интернет. Первой была, вероятно, сеть пиццерий Pizza Hut, которая начала принимать через сеть заказы на доставку пиццы. В США онлайн-торговля занимает 2% от всего ритейла. В Украине — 0,4% ($160 млн.).
Анастасия Арасланова, «Экономические Известия»