Мы уже писали о том, что Астелит (ТМ Лайф) вывез журналистов ведущих изданий на неделю в Доминикану. Сейчас этап интенсивной "отработки" вложенных в журналистов денег. Вот пример интервью из мАбилы. О ближайших "инновациях" оператора Вы можете прочитать здесь.
В предлагаемом Вам интервью Тансу Еэн ответил на вопросы относительно планов на 3G, Wi-Max, возможного ребрендинга, и, естественно, мы задали ему несколько наиболее наболевших вопросов от наших читателей.
Тансу Еэн — личность, которая знакома многим, причем не только в кругах рынка телекоммуникаций. За продвижение бренда life:) в Украине он получил Международную бизнес-награду Stevie в номинации «Лучший руководитель в Европе». Мы задали Тансу несколько вопросов, относительно деятельности компании в Украине и еще несколько насущных вопросов, ответы на которые так хотели бы получить многие абоненты оператора life:).
Тансу, Вы неоднократно упоминали, что оператору важно получить лицензию на мобильную связь третьего поколения. В связи с наметившимся «потеплением» в данном вопросе, какие шаги предпринимает компания?
Мы будем знать условия тендера на UMTS-лицензии уже в течение следующей недели, нам действительно важно развивать 3G не только из-за скорости, а еще и потому, что мы в Украине надолго. Компания рассматривает в этом возможность улучшить свою сеть, усовершенствовать ее технические характеристики и предоставлять абонентам действительно современные и высокого качества услуги. В тендере мы будем участвовать, это однозначно.
По предварительным данным, тендер будет проходить в несколько этапов, с возможностью получения лицензий на конкретный спектр частот, скажите, какие из них для компании наиболее важные?
Нас интересует наиболее высокий спектр частот, потому что мы сможем внедрить 3G гораздо быстрее, поскольку для этого спектра нужно меньше оборудования. В результате мы сможем запустить свою сеть намного быстрее, поскольку требуется меньше инвестиций, меньше оборудования — это первый момент, почему важен именно высокий спектр частот. И второе — если посмотреть на украинский рынок, то здесь весьма сложно получать разрешения на установку базовых станций, весь этот процесс достаточно долгий, поэтому, чем выше будет частота — тем быстрее мы сможем развернуть сеть.
Некоторое время назад, оператор уже проводил тестирование 3G-связи в Киеве, как с тех пор изменилась сеть, насколько она готова для связи нового поколения?
Прежде всего, для реализации 3G очень важна оптоволоконная сеть, то есть та сеть, по которой передаются данные. Наша оптоволоконная сеть очень мощная, поскольку мы много инвестировали в нее, у нас было несколько обновлений по этому направлению. Поскольку наша компания молодая, нам всего три с половиной года, и мы, фактически, одни из последних строили свою сеть, — все наше оборудование уже поддерживает 3G. Поэтому все, что нам нужно будет сделать — это внедрить в базовые станции специальные карты, которые активируют эту технологию. Поэтому для нас скорость реализации 3G будет намного выше, чем для других сетей, других операторов.
Для того чтобы пользоваться услугами 3G абонентам нужно будет менять SIM-карту?
Нет, все, что будет необходимо для использования 3G-сети — это телефон, поддерживающий данную технологию. Саму SIM-карту менять не придется.
Мы уже предоставляем услугу 3G-роуминга. Наши абоненты, которые едут, например, в Европу, могут воспользоваться услугами 3G-роуминга, естественно, если их телефоны поддерживают данный стандарт.
На данный момент строительством и модернизацией сети оператора занимается компания Net-Plane. Она же и будет продолжать заниматься этим после получения компанией лицензий на 3G?
Net-Plane — это одна из 20 компаний, которые занимаются строительством нашей сети, естественно, что некоторые из них будут продолжать модернизацию нашей сети.
Собирается ли компания обзавестись собственным отделом, который будет строить вам сеть?
Схема на самом деле такая — мы поручаем строительство сети нашим дилерам, то есть поставщикам оборудования, и уже вендоры нанимают такие компании как Net-Plane. Фактически наш заказ идет вендорам.
Среди пользователей часты жалобы на связь оператора. С чем вы это связываете, возможно, с нехваткой емкости сети, или же это просчеты при строительстве сети?
В основном все проблемы, которые у нас связаны с сетью — из-за покрытия. Например, люди путешествуют по автомобильным или по железным дорогам, а покрытие, естественно, есть не везде — на каких-то участках его просто не хватает. Мы получаем эти жалобы и действуем, то есть мы в этих точках устанавливаем базовые станции.
Вопрос относительно виртуальных операторов. Собирается ли оператор вводить подобную услугу, как «life:) Италия», в других странах, если да, то в каких?
Мы не можем сейчас раскрывать какие-либо подробности относительно этого проекта. Можно сказать лишь следующее, цель этого проекта в том, чтобы быть там, где есть украинцы.
Рассматривает ли компания возможность строительства сети на базе технологии Wi-Max?
Все, что касается Wi-Max, будет зависеть от тендера на UMTS-лицензию, потому что, если придет 3G, то мы не видим для себя смысла инвестировать в Wi-Max. Но если же будет задержка с тендером или реализацией 3G, то на этот случай мы будем оценивать возможность запуска Wi-Max. Что мы уже делаем — одна из наших партнерских компаний владеет лицензией на Wi-Max, и мы рассматриваем возможность дальнейшего сотрудничество с ней.
В активах оператора множество дополнительных услуг. Однако абоненты попросту не знают о них. Планирует ли компания проводить какие-либо специальные акции по их популяризации?
Естественно, когда идет запуск услуги, ведется очень активная коммуникация в медиа, дальше мы просто поддерживаем связь с нашими абонентами через их мобильные номера. Мы информируем абонентов, отправляем им SMS, так же всю информацию об услугах можно узнать из нашего Call-центра. Иными словами, информация об услугах поступает постоянно.
Известно, что главным акционером «Астелита» является турецкий оператор Turkcell. Применяются ли в украинской компании какие-либо методы или стратегии, позаимствованные у турецкого оператора?
Нам не навязывается никакая стратегия от акционеров. Мы работаем как абсолютно независимый рынок, независимая компания. Естественно, мы очень много перенимаем из опыта, поскольку Turkcell — это второй по величине оператор в Европе, опытная компания. Мы смотрим, например, если есть какая-то дополнительная услуга, очень популярная в Турции, мы оцениваем, насколько она может быть популярна в Украине, поскольку мы работаем на основе фидбеков наших абонентов, если мы чувствуем, что это будет интересно абоненту, то мы будем это запускать. Иными словами, мы абсолютно независимы и в тоже время, мы очень близко сотрудничаем с Turkcell.
Одной из называемых причин ребрендинга компании UMC в МТС был низкий процент доверия абонентов к этому оператору, скажите, не планирует ли «Астелит» сменить бренд life:) для поднятия имиджа оператора?
Сейчас мы действительно работаем на более низкий сегмент, в тоже время у нас достаточно большое количество корпоративных и VIP-клиентов. В ходе того, как мы будем инвестировать в сеть — будет повышаться качество, и восприятие будет меняться. Мы действительно много работаем над изменением восприятия, к сожалению, это некая данность, поскольку на рынке мы третьи, то всилу каких-то психологических особенностей life:) может восприниматься как дешевый бренд. Мы над этим работаем, мы понимаем проблемы. Но относительно ребренединга, мы считаем, что он нам не нужен, потому что бренд очень сильный. Уровень узнаваемости бренда life:) — 98%.
Практически у всех остальных мобильных операторов на рынке Украины есть какие-то тарифные планы с ограничениями для исходящих звонков абонентам life:). Не считаете ли Вы, что это урезает права ваших абонентов?
Я не хотел бы особо это комментировать, поскольку я считаю, что это скорее вопрос ограничения их абонентов. Хотя на регулируемых рынках подобного не происходит.
Регулируемых правительством?
На украинском рынке нет определения из понятий Евросоюза — «Влиятельная рыночная сила». А поскольку нет этого определения, то и нет соответствующего законодательства. То есть, именно из-за этого и возникают подобные проблемы.
Редакция нашего сайта получила множество жалоб от абонентов life:) в связи с автоматическим подключением им платной услуги «Мобильный плеер». По словам абонентов, это «противозаконно». Каким образом компания аргументирует столь неоднозначное нововведение?
По сути, это был тестовый период. Мы на неделю дали бесплатно попользоваться этой услугой, предупредив, что затем она будет платной. Но, как потом оказалось, некоторые абоненты пропустили это SMS, не обратив на него внимания. Естественно, потом, когда это стало известно, мы возвращали пользователям деньги. Это был своеобразный маркетинговый ход, как оказалось, не очень удачный.
Можно ли узнать какие-то конкретные данные по этому факту, процент отказов от услуги, к примеру?
На данный момент я не могу предоставить точные цифры, но это была небольшая часть. Для нас важна жалоба даже одного абонента, поэтому останавливаем какую-то деятельность, даже тогда, когда на нее пожаловались несколько абонентов.
Коль мы уже затронули жалобы, то позвольте передать еще одну от лица абонентов. Время соединения оператора с абонентом при звонке на номер 5433 иногда может превышать полчаса, а то и более. Планируется ли в ближайшем будущем исправление ситуации?
Уже в ближайшее время мы существенно увеличим доступность call-центра, благодаря тому, что мы планируем существенные инвестиции в этом направлении.
Планируется расширение штата call-центра?
Уже 20 ноября состоится пресс-конференция, на которой мы озвучим более детальные планы по этому вопросу.
Ну и напоследок хотелось бы услышать какие-то планы компании на ближайшее будущее. Чего стоит ожидать абонентам в течение ближайших месяцев?
Наша стратегия заключается в том, что мы конкурируем сами с собой, то есть для нас важно постоянное стремление к лучшему, самосовершенствование, образно говоря. Мы считаем, что если компания будет продолжать в таком же духе, то она будет успешной. Нам всего три с половиной года, за это время мы уже укрепились как действительно третий сильный оператор на этом рынке. У нас рыночная доля составляет 20%, 11 миллионов абонентов и, как уже ранее говорилось, основные наши задачи — это фокусирование на опыте абонента, управление этим опытом, серьезные инвестиции в инфраструктуру сети. Другими словами, сеть и качество сети для нас очень важны, сейчас это один из основных приоритетов. Помимо того, мы обращаем внимание на маркетинговых продажах и инвестициях в каналы взаимодействия с абонентами. Мы считаем, что основные наши фокус-точки должны быть сосредоточены на самих абонентах.
Спасибо Тансу за ответы на наши вопросы. И, наследуя добрый опыт «народных вопросов», мы планируем открыть специальную рубрику, где будем принимать вопросы о том, что вас конкретно интересует из деятельности операторов связи. Потом эти вопросы мы зададим представителям операторов.
Уже в ближайшем будущем мы официально об этом объявим и определим, в каком именно ключе будет проходить система приема ваших вопросов и подача ответов. Ждите анонса уже в ближайшее время и готовьтесь узнать о том, что Вас действительно интересует, но о чем вы боялись спросить :).
Сергей Колосков, Мабила