G-news

Понедельник, 11-е Декабря 2017
13:36:59

 

<> 

С 1 сентября с. г. увеличилось количество бесплатных минут общения по фиксированной связи. Но захотят ли украинцы массово подключаться к традиционной телефонии — большой вопрос.


Если до 31 августа по каждому домашнему номеру гарантировались 400 нетарифицированных минут общения в месяц, то с началом осени размер льготы вырос до 600 минут. При этом Национальная комиссия регулирования связи повысила минимальные тарифы за «стационарку» — с 20 грн. абонплаты в месяц до 22 грн. «ВД» выясняла, какие еще «сюрпризы» таит в себе домашний телефон.

 

Три дороги


Вопрос об установке домашнего телефона чаще всего встает перед гражданами, переезжающими в новые квартиры. Вариантов общения «из дому» три:

- «по старинке», т. е. с помощью стационарного телефона,

- посредством мобильной связи

- или же голосового соединения (IP-телефония) через интернет.

Судя по данным Госстатслужбы, впереди планеты всей «мобильные» разговоры — к лету с. г. в стране зафиксировано порядка 29,2 млн частных мобильных номеров, что в три раза больше, чем фиксированных.

 

Однако, имея на руках по два-три «сотовых» аппарата, украинцы не отказываются от стационарной связи. К ней, по подсчетам Госстатслужбы, к лету 2011 г. были подключены 8,68 млн квартир, что на 5 тыс. больше, чем годом ранее, и на 7 тыс. больше, чем летом 2009 г. В некоторых компаниях рост количества абонентов составляет до 5% в год (к примеру, в компании «Датагруп» число пользователей домашними телефонами возросло в этом году до 110 тыс.). «Люди подключаются, так как верят в надежность домашней телефонной связи. Большую роль играет привычка, а также потребность в сервисах, которые работают только вместе со стационарной телефонией, например, в охранных сигнализациях», — считает Дмитрий Мельченко, начальник отдела управления продуктами телекоммуникационной группы Vega.

 

Согласно решению НКРС, установка фиксированной связи обойдется в 120 грн. Для сравнения — получить мобильный номер можно и бесплатно, но для его действия, как правило, требуется ежемесячное пополнение баланса на 10-30 грн. Еще один плюс в пользу стационарной связи — прозрачные тарифы, которые устанавливаются НКРС, из-за чего минимальный и максимальный тарифы по рынку унифицированы  и включают нетарифицированные минуты.

 

Плата за тарифицированные минуты домашнего общения, в зависимости от оператора и тарифного плана, составит 0,03-
0,045 грн./мин. за местную связь. Звонки по «межгороду» или на мобильные номера обойдутся не менее чем в 11 раз дороже: затраты стартуют с 0,34 грн./мин., а в среднем по рынку составляют 0,77 грн./мин. Тогда как у мобильных операторов звонки на «чужие» номера обходятся в 0,63 грн./мин. в среднем по рынку.

 

Вывод: для людей, которые часто звонят на городские номера, домашний телефон является довольно экономным вариантом.

 

Для активных интернет-пользователей способом экономии на разговорах является IP-телефония, при которой общение внутри сети бесплатно, вне зависимости от места нахождения абонента. Однако если с помощью IP-связи вы позвоните на мобильный или городской номер, заплатить придется в 3-11 раз дороже, чем если бы вы звонили с домашнего телефона.

 

Украденные провода


На выбор подходящей компании, по словам экспертов, прежде всего влияет наличие по­крытия, которое у многих компаний ограничено. Кроме экс-государственного «Укртелекома», в стране работают десятки всеукраинских и региональных компаний, в т. ч. Vega, «Датагруп», «Укрком» и другие. По данным НКРС, к августу с. г. действовало более 700 лицензий на услуги фиксированной телефонии. При этом корреспондент «ВД» обзвонил трех столичных провайдеров, и ни один не смог предоставить сервис по его адресу в районе метро «Дорогожичи».

 

Даже при наличии покрытия в вашем районе оператор не всегда на деле гарантирует наличие связи. Киевлянин Виталий П. в 2004 г. переехал в новую квартиру, в которой был установлен стационарный телефон компании «Телекоминвест-Киев». В 2009 г. компания обанкротилась, а правопреемник — ООО «Укрком» — уведомил абонентов, что дальнейшая эксплуатация номера будет лишь при технической возможности. Которой в доме Виталия не оказалось — и пользователь остался без телефона. «Правопреемник должен был либо заключить договор с другим провайдером на использование кабелей, либо проложить свой кабель», — говорит Юлия Янюк, юрист юридической группы AstapovLawyers.

 

Надежда К., хозяйка квартиры в Днепропетровске, подписала договор с «Укртелекомом» о подключении телефона в апреле 2011 г. «После подписания контракта оказалось, что в нашем районе воруют кабели, содержащие цветные металлы. Контракт действует, но «Укртелеком» не может решить проблему, связи по-прежнему нет», — говорит Надежда. По данным НКРС, самыми проблемными регионами по воровству кабелей являются Днепропетровская и Донецкая области. Опрошенные «ВД» юристы отмечают, что в подобных перипетиях абоненты имеют основания для обращения в суд по Закону «О телекоммуникациях». «Оператор несет ответственность за непредоставление или некачественное предоставление услуг. Речь идет о штрафе в размере 25% от стоимости услуг, а за безосновательное отключение — в размере абонплаты за период отключения», — объясняет Александр Донченко, эксперт Телекоммуникационной палаты Украины, рекомендуя заранее прописывать проблемные моменты в договоре.

 

В целом количество жалоб от пользователей домашних телефонов с каждым годом растет. Если в 2009 г. НКРС получила
487 обращений по поводу «стационарки», или 55,3% от общего числа недовольств всеми видами связи (включая мобильную, интернет и т. п.), то в 2010 г. — уже 736 (56,3%).

 

Проблема фикс


Отсутствие фиксированной связи, по данным НКРС, прочно занимает первое место среди жалоб на стационарный телеком-сервис. На втором месте — обращения из-за несогласия с размером выставленных счетов. Как правило, при этом в счете появляются суммы за не оказанные услуги. Судя по форумам телекоммуникационных компаний, к таковым чаще всего относятся проведение интернета или второго номера. Хотя фактически граждане подобных сервисов не заказывали и не получали.

 

Решать проблему нужно через письменное обращение к оператору, с параллельным письмом в НКРС. Правда, улаживаться вопросы могут долго — от трех месяцев до года и более. Как правило, ситуацию сегодня решают за счет… потребителя. Ему предлагают под угрозой отключения оплатить завышенный счет, после чего разбираются с ситуацией. Когда проблемы решаются и оператор или эксперты НКРС приходят к выводу, что услуги фактически не оказывались, оплаченные за них деньги компания перечисляет в счет погашения абонплаты за текущий период. Роман Химич из экспертной группы Netton CG напоминает, что основными регулирующими документами для потребителя являются Правила предоставления телеком-услуг, а также Закон «О защите прав потребителей»: «Нормы последнего в некоторых местах расходятся с Правилами предоставления телеком-услуг в пользу гражданина, при этом имея приоритет перед Правилами. То есть закон всегда первичен».

 

На третьем месте в антирейтинге — номера аудиотекс, позвонив на которые можно получить всяческие сервисы, от справочной информации до интимных бесед. Стоимость услуги доходит до 37,5 грн. за минуту, и обладатель платного номера обязан уведомить звонящего о дороговизне. Если этого не сделано, можно смело обращаться в суд. К примеру, Алена С., абонент «Укртелекома», пыталась дозвониться к астрологу, услуги которого рекламировали на ТВ. В рекламе была заявлена стоимость минуты разговора, а также значилось, что деньги снимаются только за фактическую беседу. Алена набирала номер более десяти раз, но так и не смогла узнать о секретах звезд — номер астролога был занят. Впрочем, в конце месяца ей пришла «платежка» за телефон на сумму более 500 грн. за попытки дозвониться к предсказателю. Абонент подала в суд и выиграла иск — оператор вернул ей деньги.

 

Маргарита Ормоцадзе, Власть денег


 

Вы здесь: Home Новости Телеком и IT Дайджест СМИ Разговор по домашнему