2015 год войдёт в историю как начало новой эпохи на рынке мобильной связи Украины. За последние десять лет у потребителей сформировалось устойчивое восприятие каждой из компаний "Большой Тройки", в которую входят GSM-операторы МТС-Украина, Киевстар и Астелит (ТМ life:). Компанию МТС-Украина привыкли рассматривать как российский бизнес, расшифровывая аббревиатуру МТС как "Московские телефонные сети", хотя в действительности она означает "Мобильные ТелеСистемы". Многолетний лидер рынка компания "Киевстар" своими успехами во многом обязана имиджу "национального", то есть "правильного", проукраинского оператора. Компания активно эксплуатировала тот факт, что одним из её ключевых акционеров все эти годы являлась норвежская Telenor, один из крупнейших операторов мобильной связи мира. Наконец, в отношении life:) сложился стереотип относительно недорогого бренда, за которым стоит украинский капитал и турецкие менеджеры.
Особенности восприятия каждой компании определили их популярность в разных регионах страны. Киевстар традиционно имеет очень сильные позиции на Западной Украине, где люди особенно чувствительны к патриотической риторике. Ключевыми регионами МТС являются Юг и Восток страны. Приверженцы life:) оказались относительно равномерно рассеяны по всей стране с повышенной их концентрацией в городах-миллионниках. Скоро эта привычная картина останется в прошлом.
Пару месяцев назад норвежская Telenor объявила, что выходит из состава акционеров компании VimpelCom Ltd, в которую входит и украинский "Киевстар". В результате "развода" её ключевых акционеров компания оказалась единоличной собственностью российского холдинга "Альфа-групп". Его создатели и владельцы пользуются дурной славой "рейдеров №1" путинской России. Куда хуже то, что их отличает очень агрессивная манера ведения дел, из-за чего VimpelCom Ltd регулярно вынужден списывать огромные убытки. Киевстар играет роль дойной коровы, обеспечивая средства для всё новых и новых авантюр своих российских хозяев.
Аналогичный "развод" своих "родителей" пережил в этом году и life:) Утомившись от невозможности вылезти из долгов, богатейший украинский олигарх Ринат Ахметов продал свою долю в бизнесе турецким партнёрам. Теперь турки будут единолично заниматься делами и вряд ли они будут намного успешнее. Во-первых, вместе с Ахметовым они потеряли шанс объединить мобильные и фиксированные сети Укртелекома, которым владеет олигарх. Во-вторых, в соседней Беларуси Turkcell изначально оказался в условиях, близких к тепличным. Благодаря договорённостям с Лукашенко они получали "зелёный свет" для всех своих предложений. Однако результаты их работы на беларусском рынке ещё хуже чем в Украине.
Наконец, самый крутой поворот произошёл в судьбе старожила украинского рынка, компании МТС-Украина. Стоит напомнить, что именно этот оператор под названием "Украинская Мобильная связь" в далёком 1993 году запустил первую сеть мобильной связи в нашей стране. Последние восемь лет компания предоставляет свои услуги под брендом МТС, принесенным из России. И вот в октябре 2015 рынок потрясла сенсация: британский Vodafone Group plc, второй по размерам абонентской базы оператор мира (первым является китайский China Telecom) дал своё согласие на использование бренда Vodafone в Украине. Что это означает для пользователей мобильной связи?
В первую очередь это означает, что они наконец-то смогут попробовать услуги одной из ведущих компании мира. До этого времени в Украине были представлены либо местные торговые марки вроде Киевстар и life:), либо бренды, ориентированные на рынки стран СНГ, включая МТС и Билайн. Единственным исключением стал молодёжный бренд djuice, который так и не стал по-настоящему популярным. Во-вторых, с первых дней работы в Украине Vodafone предложил абонентам возможности, о которых они могли только мечтать. Например, в большинстве стран Евросоюза абоненты компании могут бесплатно принимать входящие звонки с любых номеров. При желании они могут активировать услугу "Роуминг как дома" и звонить домой и на номера в странах Евросоюза по внутриукраинским тарифам. Попросту говоря, абоненты Vodafone могут пользоваться на территории Евросоюза теми же условиями, что и местные жители.
Вот так неожиданно для себя украинцы получили своеобразное "мобильное окно" в Европу. Роуминговая революция, о которой уже давно говорили специалисты, свершилась.
Роман Химич